Анат Баниэль. Часть 2, Глава 8

Принцип 5: Энтузиазм.

Энтузиазм заразен — будь переносчиком. Сьюзен Рэбин

Мы часто думаем об энтузиазме как о чувстве, которое мы испытываем когда что-то доставляет нам удовольствие. Само слово происходит от греческого ενθουσιασμός — «вдохновленный богами». Когда мы упоминаем человека, который глубоко заинтересован в спорте или какой-либо активности, мы говорим «Он энтузиаст». И хотя такие определения подходят нам в обычной жизни, способ, которым его использую я, — несколько другой.

Подумайте об Энтузиазме как об умении, которое вы можете развить внутри себя, умении, которое вы можете использовать, чтобы помочь ребенку преодолеть его ограничения. Энтузиазм как умение — это ваше старание и желание понять и принять как важны самые маленькие изменения в вашем ребенке, и ваша способность испытать радость, празднуя внутри себя эти события или действия. Энтузиазм это не способ выразить похвалу «Хороший мальчик» или «Умница!». Это не хлопанье в ладоши, чтобы поздравить ребенка — то, что мы называем положительным подкреплением, стимулом. Я говорю о развитии вашей способности создать и усилить ваше собственное внутреннее ощущение глубокого удовольствия и признания мельчайших изменений и улучшений вашего ребенка.

Когда вы усиливаете Энтузиазм внутри, ваш ребенок это чувствует, даже если вы ничего не говорите. Я наблюдала за таким молчаливым общением между родителями и детьми тысячи раз, и было радостно узнать что и наука недавно подтвердила этот феномен.

В 1996 году, Джиакомо Риозлатти, невролог в Университете Пармы, обнаружил активность зеркальных нейронов в мозге, которые «позволяют нам ощутить чужие мысли не только через концептуальные рассуждения, но и через прямое стимулирование — чувствуя, а не думая». В статье, опубликованной в Нью-Йорк Таймс, писательница Сандра Блэксли заметила: «Человеческий мозг имеет несколько систем зеркальных нейронов, которые специализируются не только на действиях окружающих, а на их намерениях, эмоциях и социальном значении их поведения».

Это значит что ваш собственный Энтузиазм значительно влияет на мозг вашего ребенка. Ваш умелый Энтузиазм поможет ребенку  заметить и прочувствовать изменения внутри себя, а положительные эмоции которые он ощущает от вас, помогают его мозгу понять, что эти изменения важны и их стоит запомнить. В других словах — Энтузиазм — ваше чувство радости, удовольствия и надежды — будет услышано ребенком. Но помните, мозг вашего ребенка так же отразит и примет чувства уныния, разочарования, неодобрения, провала или безразличия от окружающих людей.

Хорошо, но кроме того, что Энтузиазм поможет моему ребенку чувствовать себя веселей (что само по себе неплохо), чем же он еще важен?

Посмотри на меня!

Когда вы замечаете мельчайшие изменения в ребенке и создаете Энтузиазм, в это же мгновение ваш Энтузиазм вытаскивает на поверхность внимания вашего ребенка мысль, чувство или движение которое он отличает как важное. Это значит что мозг способен заметить это изменение, выделить его из окружающего шума. Мы не знаем какое из мелких изменений окажется важным для вашего ребенка. Но мы знаем, однако, что мозг нуждается в миллионах этих маленьких отличий, чтобы изучить новое умение. Энтузиазм — это еще один способ показать малышу те отличия, которые станут источником информации. Без энтузиазма, эти мелкие, кажущиеся неважными, изменения могут быть не замечены вашим ребенком и станут упущенными возможностями.

Мы знаем что этот принцип постоянно работает со здоровыми детьми. Дети очень радуются и возбуждаются — детская версия Энтузиазма — когда они делают что-то новое, обращая внимание мозга на это действие. Эта радость рожденная внутри помогает им увеличить, усилить изменения — точно так же как ваш внешний энтузиазм. Они зачастую ищут свидетеля чтобы поделиться радостью.

Зачастую нам кажется что это ерунда. Например, когда трехлетний малыш рисует что-то на бумажке, он бежит к маме, тянет ее за руку и говорит: «Мама, мама, посмотри! Посмотри, что я сделал». Все, что видит мама, — это очередные каракули. Ничего особенного. Или…? Для ребенка это очень особенно, что-то совершенно новое. В этом, очень маленьком произведении — его будущее умение рисовать, писать, чертить, и, возможно, его карьера архитектора. Его энтузиазм помогает его мозгу выделить это новое умение и запомнить его. Без Энтузиазма скорее всего это впечатление не запомнится и не оставит никаких изменений в его голове.

Недавно, гуляя по парку, я заметила маленькую девочку, висящую вниз головой на лесенке детской площадки. Она звала папу: «Папа, посмотри! Посмотри на меня, посмотри! Посмотри как я могу!». Эта девочка была так рада тому что она можете висеть вверх ногами, что она хотела чтобы ее опыт был замечен и усилен — энтузиазмом ее отца. Такие вещи происходят миллион раз каждый день на детских площадках всего мира. И важно заметить просто детский энтузиазм, ее спонтанную радость от того, что она делает, — ее мозг обращает внимание и выбирает и создает новые связи. Ее действие, вместе с Энтузиазмом, будит ее мозг, предупреждает его что сейчас создаются нужные связи, связи которые должны запомниться, утвердиться чтобы быть доступными впоследствии. Участие взрослого в этом процессе — помогает.

Пожалуйста, не надо аплодисментов!

Очень важно не путать Энтузиазм с «положительным подкреплением». Последнее это похвалы и награды ребенку за то, чему вы пытались его научить или за то, чтобы он не делал чего-то, что вы не хотите. Мы часто хлопаем в ладоши в таком случае, или дарим ребенку подарок. Практически любой родитель пользуется этим подходом — намеренно или инстинктивно — чтобы поощрить ребенка за учебу или улучшения. И, зачастую, это отличный способ и положительный опыт для ребенка.

Энтузиазм в нашем случае, это не о ребенке, зарабатывающем очередную внешнюю награду или поощрение. Если подумать — это как раз обратное. Первое, чему мы учим родителей, это не хлопать в ладоши и не издавать радостных воплей, когда их ребенок сделал что-то впервые — первые шаги, первое слово, первая игра с другим ребенком. Вместо этого, мы просим родителей вести себя, как если бы действия ребенка были абсолютно нормальны, как если бы он всегда это умел. Тем не менее, мы поощряем родителей в тихом и полном ощущении внутреннего счастья, радости, облегчения. Почему? Потому что мы хотим чтобы изменения или достижения ребенка — большие или маленькие — были им прочувствованы. Мы хотим чтобы это был опыт самого ребенка.

Аплодисменты и внешние поощрения отвлекают малыша, переключают его внимание, уводя его мозг от того процесса, в котором он занят. Мы не хотим чтобы ребенок переключался на НАШИ переживания. Точно так же, мы не хотим давить на его новые достижения.

Очень важно, чтобы ребенок оставался настроен, внимателен к тому что он сам делает и ощущает, когда он делает что-то впервые.  Его опыт в этот момент и есть его собственное укрепление. Это особенно важно для особенных детей: ребенок нуждается во времени и пространстве чтобы ощутить себя и собственный процесс осознания и открытия. Это не значит что вы должны быть безразличны. Поймите свой собственный Энтузиазм, в то время как вы позволяете ребенку иметь собственные ощущения без перерывов и смущения, — это лучший способ поддержать вашего малыша в этот момент.

Пожалуйста, не надо требовать повтора

Еще один способ отвлечь ребенка это попросить его сделать что-либо еще раз — повторить то, что он только что сделал впервые.  Это требование зачастую замыкает и останавливает процесс формирования нового умения.

Это удивительно — видеть как ребенок что-то делает в первый раз. Никто с этим не спорит. И мы очень хотим чтобы он сделал это снова, иногда чтобы просто убедиться что нам не показалось. Но то, что многие не понимают, это то, что когда ребенок делает ЧТО-ТО впервые, говорит ли он «мама», переворачивается на пузо, садится, встает — он не НАМЕРЕВАЛСЯ этого делать.

Ребенок зачастую даже не понимает что он сейчас сделал. Этот первый раз — чаще всего ошибка. Ненамеренно, его мозг каким-то образом собрал множество кусочков информации которые неожиданно образовали этот новый вариант. Делая что-то впервые, ребенок обладает внутренним ощущением того, что он сделал, — но у него нет внешнего понимания о том «что это» или как это называется или как сделать этот еще раз. В этот момент ребенок нуждается во времени, чтобы сконцентрироваться на внутренних ощущениях и интегрировать новый опыт. Попросите его сделать это снова — и ребенок скорее всего не будет знать «как» и у него не получится. И эти благие просьбы «повторить» на самом деле могут остановить запоминание мозгом этого нового умения.

За годы работы я поняла, что когда ребенок делает что-то впервые — например, встает, — он сделает это снова через минуту, час, день, возможно через неделю. Через какое-то время, когда это новое умение созревает, он сможет им пользоваться постоянно. И я так же наблюдала, что когда на ребенка давят, чтобы он повторил новое умение — оно может полностью исчезнуть.

Когда мы подавляем, ошеломляем ребенка таким способом — происходит активное гашение новых, хрупких, связей — и тогда это нове умение может стать недостижимым вновь.

Наслаждайтесь внутренним праздником.

Несколько лет назад я вышла в приемную, чтобы пригласить моих следующих клиентов. Там, я увидела родителей Джеффри, сидящими  рядом, с прямыми спинами, руками на коленях, как если бы они проглотили палку, с безразличными лицами. Я знала что их сын Джеффри только что занимался с одним из наших терапевтов. Я радостно поздоровалась, но они едва ли что-то ответили. Я удивилась. Когда я спросила все-ли в порядке, отец Джеффри молча указал в сторону длинного коридора ведущего в приемную — в сторону маленького Джеффри, которому в то время было четыре года и он страдал от тяжелой формы ДЦП при которой он не умел ходить.

Он шел. Он ходил без поддержки, без ходунков, сам, самостоятельно, туда и сюда по коридору. Когда я спросила его родителей  почему они такие тихие, мама сказала: «Мы не должны радоваться или ему что-нибудь говорить, мы просто сидим здесь и стараемся ничего не испортить». Я заверила их, что они делают все правильно, как я их учила, но что можно расслабиться и радоваться внутри.

На следующий день, перед занятием с Джеффри, я спросила его родителей как прошел его день. Они рассказали мне, что когда они вернулись в гостиницу, Джеффри решил остаться внизу, в большом вестибюле и продолжать ходить. Они согласились, позволив ему делать то, что он хочет. Джеффри был так рад своему новому умению, что он хотел продолжать им заниматься. Но это не все. Он чувствовал необходимость поделиться этой радостью, быть увиденным — как та девочка, на детской площадке.

Родители рассказали, что они сидели внизу, наблюдая за Джеффри и радуясь своему внутреннему Энтузиазму, а Джеффри, который раньше мучительно стеснялся, когда мы только начали с ним работать, подходил ко всем незнакомцам в гостинице, дергал их за руку и говорил: «Привет, меня зовут Джеффри, сегодня я впервые сам начал ходить». Родители гордо улыбались, когда рассказывали мне:  «Представьте себе лица этих людей, которых он приглашал порадоваться вместе с ним». Джеффри продолжал так ходить несколько часов, пока полностью не вымотался и пора было ужинать и ложиться спать.

Никому не надо было уговаривать Джеффри ходить, и ему не нужны были похвалы и аплодисменты родителей. Его родители дали ему время и пространство ощутить свое новое умение и показать свое счастье таким, неожиданным, способом. Заметьте, здесь Джеффри был тем, кто начинал и инициировал контакт, усиливая свою радость — удивлением незнакомцев в гостинице. Его родители в это время были переполнены собственным энтузиазмом. То положительное подкрепление, которое он получил, был спонтанным, исходящим из его собственных действий. Его новое умение было наградой само по себе. Оно принадлежало ему. Его любящие и терпеливые родители наблюдали за ним пять часов, наслаждаясь и радуясь этому удивительному преображению к которому они стремились полтора года.

Что говорит нам наука?

Эмоции, такие как энтузиазм и спонтанная радость, которые мы испытываем, когда мы удачно что-либо делаем — заставляют мозг  обращать внимание и выбирать соответствующие нейросвязи, который формируются в тот момент, усиливая их в процессе.

Эмоционально возбуждающий стимул, который мы помогаем ребенку испытать через наш собственный энтузиазм, включает мозг в  режим «мотивированности», координируя информацию, которая в данный момент перерабатывается. Химические вещества, производящиеся в мозгу, такие как дофамин, нейромодулятор, улучшают работу синаптической связи, усиливая цепочки которые связаны с контролем движения в разных частях тела.

Некоторые эмоции, такие как тревожность и стресс, который мы испытываем при повторяющихся неудачах, имеют разрушающий эффект на нашу способность учиться и выполнять даже простейшие действия. Эти эмоции обычно проявляются в стрессе, увеличивая уровень кортизола, который — при длительном действии — может уничтожать нейроны связанные с нашим умением обучаться и помнить.

И даже кратковременное повышение уровня кортизола в мозге может уменьшить наше умение различать важные и неважные элементы  события. Длительный стресс в младенчестве ведет к излишней активности кортизола, и приводит к уменьшению количества синапсов и даже уничтожению клеток в гиппокампе. В итоге мы получаем потери в самоорганизации, памяти, создании хорошего настроения и других функциях. Когда такие негативные изменения происходят, он могут быть частично улучшены с помощью дополнительной заботы в последующем развитии.

Очень важно чтобы мы все помнили и принимали как факт то, что дети воспринимают эмоции родителей и всех, кто о детях заботится. Они чувствуют эти эмоции и они влияют на их мозг, на их умение изменяться и обучаться.

Инструменты Энтузиазма.

Легко радоваться когда у вашего ребенка значительные достижения — первое слово или первый шаг. Ищите способы почувствовать Энтузиазм с небольшими изменениями, а не только когда ребенок достигает какого-то этапа в развитии. Каждый ребенок проходит через множество мелких, незаметных изменений на пути к более значительным этапам.

Когда у вашего ребенка есть особые трудности, он нуждается в том, чтобы вы были особым родителем, и часть этого — умение замечать и радоваться мелким изменениям.

Спросите себя — «Какие доказательства мне нужны, прежде чем я признаю — прежде чем я буду знать — что мой ребенок только что сделал что-то новое и другое?» Чем меньше доказательств вам нужно, тем больше возможностей вы даете ребенку.

Начните с наблюдения за ребенком в течении вашего обычного дня. Вы можете заметить изменения в цвете его щек — краснее или бледнее, вы можете заметить как его глаза сияют и он более внимателен, когда занимается одними делами и менее — когда другими. Вы можете заметить что, когда вы занимались с помощью других принципов, — его движения стали мягче. Замечайте когда его движения становятся быстрее, медленнее, грубее — чем минуту назад или неделю назад. В этот момент вам не нужно ничего ДЕЛАТЬ, кроме того,  что нужно заметить и принять их и знать что они настоящие и потенциально очень важны для развития вашего ребенка.

«Делаем мысленные заметки» — когда вы привыкните замечать, возможно будет удобно делать мысленные заметки — «О, он только что повернул голову и посмотрел прямо на сестренку» или «Когда я поддерживаю его в такой позе — его жесткая правая рука становится мягче и свободнее». Или «У него меньше истерик и он быстрее приходит в себя когда я создаю переходы от одного вида деятельности к другому». Называя и описывая то, что вы заметили, таким образом вы создаете большую ясность для себя в том, как меняется ваш ребенок — включая очень маленькие, едва заметные перемены. Вы удивитесь насколько больше вы станете   видеть, чувствовать, слышать и в целом замечать, и как много Энтузиазма мы способны ощутить.

«Меняем эмоции, создаем энтузиазм» Теперь, когда вы замечаете и признаете что небольшие изменения — это все же настоящие  изменения, и вы понимаете что каждое из них это один из тысяч маленьких этапов развития, вы может сделать свой выбор — и быть энтузиастом. Часто это кажется сложным. Но вы можете изменить свои эмоции, с помощью следующих четырех шагов:

1, Спросите себя, что мешает вам создавать Энтузиазм. Возможно, это разница между тем, о чем вы мечтали и чего хотели для ребенка — и тем что происходит с ним сейчас. Возможно, это знание диагноза и нерадостный прогноз. Невозможно отрицать что  роблемы вашего ребенка реальны и серьезны, но это очень важно чтобы вы присутствовали, были с ребенком, когда он прогрессирует, в каждом — даже самом маленьком — шаге на его пути.

2. Вспомните время когда вы испытывали Энтузиазм. Не пытайтесь отрицать или забыть негативные мысли или чувства, а попробуйте вспомнить когда вы чувствовали себя довольным, счастливым по поводу того, что происходило. Это может быть большое или маленькое событие из прошлого: запах апельсина, вид первоцветов, удача на работе. Попробуйте воссоздать свои ощущения —  тепло, визуальные образы, звук, ощущения, запах — как вы тогда испытали. Усиливайте эти чувства.

3. Преобразуйте свой опыт — подумайте о ежедневной обязанности, которую вы не очень любите — мытье посуды, стирка, покупка продуктов. Перед тем как вы займетесь таким делом — вызовите в памяти свой Энтузиазм, прочувствуйте его. Почувствуйте удовлетворение, удовольствие, надежду, любопытство, благодарность — положительные чувства связанные с этим воспоминанием. Затем занимайтесь делами. Попробуйте это упражнение 2-3 раза в день по паре минут.

4. Принесите Энтузиазм ребенку. Когда у вас получится создавать Энтузиазм целенаправленно, попробуйте создавать его когда вы ощущаете перемены в вашем ребенке. Помните, ваши ощущения остаются внутри вас. Постарайтесь заметить как ваш малыш реагирует на эти перемены. Многие дети поначалу просто становятся счастливее, выразительнее, радостнее.

«Будьте Лидером» — когда ВЫ развиваете свою способность видеть изменения в ребенке и ВЫ выбираете радость по поводу мельчайших, кажущихся неважными, премен, вы становитесь лидером в жизни вашего ребенка. Часто люди которые любят ребенка и хотят ему наилучшего ищут помощь в самом ребенке — а вы станьте лидером. Не ищите в нем помощи и подтверждения. Если ребенок делает что-то хорошо — он и чувствует себя хорошо и уверенно. Когда у малыша что-то не получается.ю то, чего вы от него ждали, — он огорчается, расстраивается и боится. Ребенок чувствует ваше беспокойство и страх и читает в вас что «со мной что-то не так». Когда вы становитесь лидером, вы разворачиваете этот процесс в обратную сторону. Вместо того чтобы качаться вверх и вниз в ваших эмоциях, как листок на волне, вы поддерживаете картину мира стабильной и позитивной.

«Энтузиазм, щедрость и духовность». Какими бы умными, образованными и умелыми мы ни были — процесс роста и персонального развития все равно чудесен. То что мы знаем и можем делать это всего лишь малая часть того, что можно узнать. Когда ребенок соображает как что-то сделать, каким бы маленьким ни было это открытие, то, что это происходит — это невероятно и волшебно. Ваш энтузиазм помогает этим чудесным силам воодушевлять и вдохновлять вас и вашего ребенка. Энтузиазм требует щедрости — щедрости сердца, ума и души. Ваше желание замечать, радоваться и придавать значение мельчайшим достижениям вашего ребенка — это щедрость. Вы празднуете существование своего ребенка и его перемены к лучшему раньше чем глубокие изменения полностью проявятся.

Майкл Мерзеник, один из ведущих неврологов мира, заметил: «Секунда за секундой мы выбираем и лепим как наши постоянно меняющиеся умы будут работать. Мы выбираем кем мы будем в следующий момент в прямом смысле этого слова, и этот выбор физически закрепляется в нашей материальной сущности».

Это слова вдохновляют всех нас, тех, в чьих жизнях присутствуют особые дети, подтверждая, что с Энтузиазмом вы не только лепите самого себя но и позволяете ребенку сделать то же самое.

——

Книгу Анат Баниэль «Kids beyond limits» можно купить ТУТ.

Познакомиться с методом Анат Баниэль, найти терапевта или заказать ДВД с лекциями можно тут (на английском) — http://www.anatbanielmethod.com/

Реклама

Об авторе danyasmom

Disclaimer: Я не профессиональный переводчик, не медик и не терапевт. Я мама "особенного" ребенка, которая в поисках полезной информации находит интересные источники и делится ими с другими. Я не перевожу книги полностью и советую покупать оригинал, поскольку я выбираю цитаты для перевода в соответствии со своими желаниями - книги же содержат гораздо больше.
Запись опубликована в рубрике Метод Анат Баниэль с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s