Анат Баниэль. Часть 2, Глава 6

Поскольку здесь прибавилось читателей (добро пожаловать), хочу повториться: я не профессиональный переводчик, не врач, не терапевт. Я решила открыть этот блог, чтобы перевести материалы, которых сейчас нет на русском языке, чтобы помочь русскоязычным родителям с особыми детьми. Я перевожу только то, что нравится мне самой — то что я считаю, интересным, логичным и научным. То, что работает либо по моему собственному опыту, либо по опыту родителей других «особенных» детей, с которыми я общаюсь. Мне кажется, что эта информация поможет тем родителям и детям, у кого нет возможности прочитать книги и материалы в оригинале. Все права на оригинальные тексты принадлежат авторам и правообладателям.

Если же вы читаете по-английски, то я рекомендую читать все в оригинале. По возможности, я буду выкладывать ссылки на документы или места, где их можно купить. Мне никто не платит за рекламу или переводы и все, что я делаю, — я делаю исключительно на добровольных началах. Я заранее прошу прощения за очепятки, но, поскольку у меня на руках пятимесячный «особый» малыш, — времени на вычитку не хватает.

Метод АБ не является волшебной пилюлей, которая немедленно исправит все проблемы и вылечит все болезни. Ее работа базируется на теории «пластичности» мозга, которая сейчас широко принята в медицинской общественности, и гласит, что мозг и ребенка и взрослого — удивительная штука, способная изменяться. В случае с особыми детьми — здоровые участки мозга способны взять на себя функции поврежденных или недоразвитых, если правильно подойти к этой проблеме. Терапия по методу АБ может потребовать всего-лишь нескольких занятий или многих лет ежедневных упражнений. Метод АБ — нравится лично мне и я и мой ребенок собираемся им заниматься напрямую с терапевтом (Учеником АБ) начиная с июня.

Книгу Анат Баниэль «Kids beyond Limits» можно заказать на Амазоне — http://www.amazon.com/Kids-Beyond-Limits-Awakening-Transforming/dp/0399537368/ref=sr_1_1?s=books&ie=UTF8&qid=1336402526&sr=1-1

—-

Часть 2, Глава 5

Принцип 3 — Разнообразие.

Природа это бесконечное сочетание и повторение всего лишь нескольких законов. Она напевает одну хорошо знакомую мелодию в ее бесконечных вариациях. — Ральф Эмерсон

Существуют два варианта разнообразия: это «что» мы делаем и «как». Пример первого варианта это когда вместо вашего обычного расписания, когда вы ведете ребнка к терапевту по понедельникам, вы едете через весь город чтобы он мог поиграть с другом. Пример изменения «как», это когда вместо того чтобы кормить его с ложки вы даете ему возможность есть руками. Эти принципы понятны, но как же применить их, чтобы помочь особому ребенку?

Разнообразие помогает мозгу расти.

Мозгу ребенка нужно выполнить огромную работу. В первые три года жизни, мозг ребенка увеличивается вчетверо, достигая 80% от его будущего взрослого объема. Это увелечине происходит за счет увеличения количества связей между нервными клетками. Из этих связей мозг создает структуру, карты и схемы собственного тела, его движений, создает мыслительные структуры и организует эмоции. Этот замечательный процесс роста и развития происходит через восприятие нового, иного, чего-то, что выделяется из привычной картины наших тел, наших умов и жизней. Тут мы и применяем наш третий принцип — Разнообразие. Когда вы вносите разнообразие в жизнь вашего ребенка производя привычные действия другим или новым способом — этот опыт выделяется из других. Осознанные различия дают мозгу новую информацию, чтобы создавать новые связи и возможности.

Разнообразие везде.

Ранообразие всегда вокруг нас — во всем что видим, слышим, пробуем на вкус и запах, чувствуем. Оно может приходить изнутри нас — различные мысли, эмоции, которые мы ощущаем, разные движения. Даже движения, которые мы запомнили и делаем хорошо, такие, как ходьба, — все равно различаются — нет двух одинаковых шагов, даже если кажется, что они идентичны. Наши головы постоянно перерабатывают информацию, отслеживают и организуют каждый шаг, включают наши движения в одно постоянно меняющееся целое. Мозг самостоятельно создает разнообразие. Если бы мы полностью убрали разнообразие из наших жизней — мы не смогли бы функционировать. Если вы в пространстве, где все одинаково — как например у лыжника в снежную вьюгу — вы теряете восприятие глубины, ландшафт становится плоским, и невозможно отличить, что находится наверху, что внизу и как далеко до ближайшего обьекта. Невозможно представить себе жизнь без разнообразия. Мозг не способен функционировать без восприятия отличий. Детские головы нуждаются в постоянном притоке отличий, чтобы успешно развиваться.

Здоровый ребенок спонтанно создает огромное количество разнообразных мыслей, движений, чувств и эмоций. Особый ребенок, из-за природы его диагноза — зачастую ограничен в его способности создавать такие отличия. Например, компульсивное самосохранение ребенка с диагнозом аутизм, не позволяет мозгу получить различную информацию, которая нужна ему для полноценного развития. И хотя это «сохранение» это симптом, с которым мы хотим помочь ребенку справиться, на самом деле это недостаточность разнообразия, которое разрушает его. Это наша задача помочь ребенку получить хотя бы часть тех различных стимулов, которые он не может добыть или создать самостоятельно.

Мальчик в гипсе.

Майкл был рожден с дисплазией тазобедренных суставов. Его суставы не сформировались полностью, и доктор предписал ему гипсовую повязку во все тело чтобы помочь костям и суставам сформироваться правильно. Майкл находился в такой повязке начиная с возраста трех недель и до десяти месяцев. Когда повязку сняли, его бедра выглядели нормально, но он был не способен двигаться. Впервые я его увидела в возрасте 13 месяцев, он не умел переворачиваться, не мог сесть или ползать. Майкл занимался с физиотерапевтом несколько недель, проходя серии повторяющихся упражнений, которые должны были научить его переворачиваться, садиться. Родители рассказали мне что эта терапия не помогла. Несмотря на то, что Майкл был в основном здоровым и умным малышом, он не имел представления о том, как дивгаться. Если его сажали, он мог держать голову прямо и поворачивать ее из стороны в сторону. Если он двигал руками, это были резкие, хлопающие, быстрые движения. Его ноги, спина и таз в то же время — были свинцовыми и безжизненными. Беспокойство его родителей было усилено еще и тем что доктора не могли предложить ничего нового их ребенку. С этого момента они были сами по себе в поиске решений и помощи. Как и многие родители особых детей они чувствовали себя брошенными.

Во время нашего первого занятия, я наблюдала за красивым лицом этого, на вид здорового, ребенка и пыталась понять, почему же он не может двигаться. Затем у меня появилась догадка — все то время, что он провел в неподвижной гипсовой повязке, обычные случайные движения младенчества, как и первые сознательные движения его спины, живота, груди и ног — были всегда жестко ограничены гипсом. Он пропустил бесконечное множество вариаций в динамеческих взаимоотношениях между частями его тела, которые он почувствовал бы если бы был свободен. Он пропустил прикосновения к коже в тех ее местах, где был гипс.

Пропустив эти ощущения — Разнообразие — которые должны были быть получены, его мозг не сумел создать схему, карту собственного тела и его движений. Поскольку гипс не дал возможности Майклу двигаться, выполнять ранние случайные движения, ребенок весьма приблизительно представлял себе собственные ноги и спину.

Мозг Майкла составил карту собственных ограничений опытным путем, во время жизни в гипсовой повязке, создавая собственный фантомный кокон. Позже, когда гипс был снят, мозг Майкла этого не осознал. Майкл по прежнему жил и действовал внутри призрачного гипса, поскольку в его голове просто отсутствовала информация что бывает как-то иначе.

Ему нужно было испытать хотя бы часть тех разных вариаций движения которые он пропустил. Я решила воссоздать их, вместо того чтобы пытытаться заставить Майкла ползти или делать другие движения, свойственные ребенку его возраста. Я гадала, сможет ли его мозг проснуться и начать осознавать и организовывать собственное тело более полно.

Я начала очень острожно и нежно двигать его ноги, таз, ребра, нижнюю часть спины, середину спины, плечи. Это движения были крошечными, едва заметными, в таких направлениях, которые раньше были ограничены гипсом. Я пыталась связаться с его мозгом, познакомить его с существованием собственного тела, с тем фактом, что оно может двигаться всеми этими разными способами. Вначале, его тело было жестким и не откликалось. Я поняла, что достучаться до мозга мне пока не удается. Он не мог следить за моими руками. Я ощущала этот призрачный гипс: для Майкла, даже после того как гипс сняли — он все равно существовал. Я начала снова, теперь мои движения были такими как если бы гипс был все еще на месте. Я всегда внимательно слежу чтобы то, как я двигаю ребенка, соотносилось с его умениями и ощущениями — чтобы ему было легко и комфортно. Чтобы помочь мозгу Майкла проснуться, я продолжала знакомить его с все большим количеством мельчайших движений, и довольно скоро, как если бы его мозг достиг нужной точки, точки перевала, его лицо осветилось. Он начал замечать, внимательно следя за этим богатым ассортиментом мелких, нежных движений. Очень быстро начало казаться что его призрачный гипс начал таять, его тело становилось податливым, уступчивым.

Большой сюрприз.

Буквально через двадцать минут этого первого занятия, спина Майкла ожила. Его мозг и его поясница начали общаться, создавая новые связи с остальными частями тела. Я решила проверить, готов ли Майкл к этим переменам, может ли он выполнить осознанное, намеренное движение. Я осторожно перевернула его на бок, и подняла его таз так, чтобы его коленки были согнуты под ним, я проверила что ему удобно и что он обращает внимание на этот наш обоюдный танец. Через несколько секунд он поднял голову и плечи и выпрямил руки. Теперь он стоял на четвереньках! Я не знала, что он дальше будет делать или насколько далеко зайдут такие изменения, поэтому я ждала и внимательно на него смотрела.

Майкл оставался на четвереньках довольно долго. Я поняла, что он не представляет себе, что он может как-то двигаться в этой позе — слишком все это было ново и непривычно. Я заметила, что он стоит довольно устойчиво, и надеясь, что он сможет немножко двигаться в этой позе, я начала очень медленно покачивать его вперед и назад, совсем чуть-чуть. Таким образом Майкл мог ощутить как его вес смещается между ногами и руками. Это все, что ему было нужно. Через несколько секунд, очень осторожно поначалу, он поднял одну руку и сдвинул ее вперед. Затем подвинул вторую руку и противоположное колено. Майкл пополз впервые в жизни, он выползал из своего призрачного кокона.

Как только мозг Майкла вобрал в себя то, что он испытывал, через богатый ассортимент изменений, через отличия которые он воспринимал сквозь те тончайшие движения что я помогала ему делать, миллионы нейронов в его голове, невидимо для нас, начали перерабатывать новую информацию, создавая новые схемы и шаблоны, осознавая новые движения и возможности.

До того как эти изменения становятся заметны постороннему наблюдателю, они уже происходят с огромной скоростью внутри ребенка. Изменения ВСЕГДА приходят изнутри ребенка. Когда особенности ребенка ограничивают его в разнообразии, которое он способен испытать, они создают кокон, гипсовую повязку внутри его головы. Эти ограничения делают нормальное развитие ребенка очень сложным, иногда невозможным. Какой-бы кокон у ребенка не существовал — будь это мускульная спастика, как с ДЦП, или ограничения аутизма, — мы всегда можем найти способ привнести разнообразие и уменьшить или уничтожить этот ограничивающий эффект.

Что говорит нам наука.

Два разных исследований, одно на крысах и одно на людях, показывают насколько Разнообразие увеличивает количество связей в мозгу и помогает улучшить обучаемость. В 1990, группа ученых провела интересное исследование с четырьмя разными группами крыс. С каждой группой занимались по разному:

1. Обязательные упражнения — животных помещали на беговую дорожку на 60 минут в день. Заниматься нужно было обязательно.

2. Добровольные упражнения — у этих животных беговая дорожка была в клетке, они занимались на ней, но только добровольно.

3. Акробаты — эти животные находились в клетке, в которой был сложный комлекс с препятствиями — физически легкий, он предоставлял много различных видов занятий.

4. Лежебоки — этим животным возможности заниматься не предоставили совсем.

Результаты оказались интересными. У тех кто занимался обязательно — увеличилась плотность кровяных сосудов в мозгу, увеличилась выносливость. Но именно у Акробатов — у тех, у кого было много разных вариантов занятий — у них был высший показатель новых синапсов — новых связей в мозгу.

Второе исследование Мелиссы Шиллинг и ее коллег изучало предположение о том что скорость обучения может быть увеличена с помощью специализации. Существует вера в то, что чем более узко мы концентрируемся на конкретной задаче, тем быстрее наши показатели улучшатся. Шиллинг и ее коллеги сравнивали три подхода к обучению: учение через специализацию, без разнообразия, учение со связанными вариациями и учение с несвязанными вариациями.

… Результаты показали, что первая и третья группы обучилась с одинаковой скоростью, зато вторая обучалась намного быстрее. Можно интерперетировать результаты так, что связанные вариации предоставляют мозгу дополнительное богатство опыта. Я называю это «подергать за краешки» — сквозь разнообразие — создавать новые мельчайшие частички знания вокруг того, что мы уже умеем и знаем. Специализация же, с другой стороны, сузила фокус нашего желаемого обучения, ограничила способность мозга создавать новые связи и уменьшила умение мозга учиться.

Инструменты Многообразия.

Вносить разнообразие в жизнь вашего ребенка это весело и интересно, да еще и поможет провести новые, желаемые изменения. Любое, самое мелкое, изменение в том, как ребенок выполняет определенное действие — увеличит количество синапсов в его голове. А поскольку синапсов становится больше, становится больше и соединений между нервными клетками, увеличивая потенциал мозга к изучению новых вещей и адаптации к новым ситуациям.

«Нежно подергать за краешки движений» — Подергать за краешки это значит внести разнообразие в то, что ваш ребенок уже способен делать самостоятельно или то, что он может делать с небольшой вашей помощью. «Дерганье за краешки» использует тот факт, что изучение нового возможно и ускоряется, когда мы начинаем с того, что малыш уже умеет делать, когда он понимает что происходит. Это то, что будет казаться ему легким. Всегда начинайте предлагать Многообразие маленькими, нежными шагами — следите за выражением лица ребенка, тем, что он говорит (или какие звуки издает), изменения в качестве его движений.

К примеру, возьмем ребенка у которого координация рук немного не в порядке. Помните, что нужно начинать с того, что легко для ребенка. Скажем, ему легко поднимать машинки среднего размера — такие, которые чуть меньше, чем его ладонь. Однако, когда он их поднимает, он делает это грубо и с силой. Начните с просьбы взять игрушку правой рукой, убедившись, что она легкого и удобного для него размера. После того, как он ее подобрал — попросите ее уронить. А потом попросите его подобрать ее еще с большей силой, помогите ему сжать машинку еще сильнее, скажите — «сжимай крепче, сильней». Попробуйте повторить это упражнение чередуя сильные нажатия с чуть более слабыми. Для следующего упражнения попросите его подобрать машинку так, чтобы его ладони и пальцы были выпрямлены. Потом попросите его снять носки и попробовать подобрать машинку ногами, потом одной рукой и одной ногой или только тремя пальцами одной рукой. Попросите поднять машинку когда он стоит, сидит, лежит на спине или животе, и так далее. Затем попросите поднять машинку только правой рукой и понаблюдайте — скорее всего его движения стали легче и более точными.

Не нужно создавать новое расписание занятий или выделять время, чтоб позаниматься «разнообразием», вы можете легко его внести в любое ежедневное общение с ребенком — одевание, раскраски, еда, смена памперса, купание.

«Доверяйте маленьким переменам» — многие родители находят сложным прекращение занятий по расписанию, которые включают в себя многократно повторяемые упражнения и привычные рутины, такие как насильственные упражнения или цели, которые должны заставить ребенка делать то, чего он пока не умеет. У них возникают сомнения, когда нужно внести разнообразие в то, что уже более-менее работает для их ребенка, им страшно все испортить, потерять то, что уже было достигнуто с таким трудом. Если вы так себя чувствуете, начните с малого. Подергайте за краешки. Попробуйте выделить только один день, когда вы прекратите те упражнения, которыми занимались раньше, и поэкспериментируйте с вариациями движения, так как я их описала — по пять-десять минут, три или четыре раза за день. Постарайтесь заметить любые, самые малые перемены. Затем, попробуйте выделить неделю, когда вы будете экспериментировать с многообразием, оставив на время предыдущие «программные» методы.

«Следуйте за ребенком». Когда ваш ребенок обретет чуть больше свободы в движении, он спонтанно начнет менять то, что он делает. Возможно, это будут перемены в движении его тела, рук, ног, головы, плеч, спины, или перемены в его мышлении, в его эмоциях или взаимодействии с людьми. В такие моменты постарайтесь быть его партнером по бальным танцам — следуйте за ним.

Будьте гибкими, готовыми к переменам. Например, если ваш ребенок обычно очень тихий и застенчивый, но вдруг однажды он потребует чего-то громко и стукнет по полу рукой — в игровой и неугрожающей форме — включитесь. Отразите то, что он делает. Повторите его — скажите что-то громче, осторожно шлепните рукой по полу. Будьте партнером, играйте вместе, следуя за ним. Когда ребенок видит что вы участвуете в том, что он делает, это подтверждение новых вариаций. Другой способ позволить ребенку вести — это описывать то, что он делает, например: «Ох, ручки тянутся вверх, вверх, к небу, а теперь вниз, вниз.. ой, кто-то приземлился на попу». Будьте заинтересованы в ребенке, а не пытайтесь подровнять его под гребенку того, что он «должен» делать.

«Кто никогда не ошибается, тот ничего не делает» — Когда ребенок делает что-то не так, не надо его поправлять. Да, вы правильно прочитали: не надо его поправлять. (кроме тех случаев, когда его поведение опасно для него или окружающих). Возможно, это вопиющая и очевидная для вас ошибка, но, зачастую, ваш ребенок этого не понимает, не чувствует. Поймите, когда я говорю что не нужно исправлять ошибки, я не имею в виду что их нужно игнорировать. Но нужно позволять ребенку ошибаться и осознавать свои промахи. Такие ошибки помогут внести вариации в жизнь вашего ребенка — вы поможете ему понять и ощутить то, что он делает, и изучить альтернативные варианты действий, которые будут работать лучше.

«Улучшаем многообразие» — Когда в голове ребенка существует внутренняя проблема с созданием вариаций, любых вариаций, то очень важно помочь мозгу научиться создавать вариации изнутри и перерабатывать те, что приходят снаружи. Многообразие для мозга это как свет для глаз — без света глаза не могут видеть, без вариаций мозг не может думать или организовывать свои действия. Дети с диагнозом из аутичного спектра зачастую имеют проблемы с вариациями. У них часто отрицательная реакция на любые перемены, особенно если они неожиданные. Когда у ребенка есть такие проблемы — эмоциональные, когнитивные, физические — важно начинать вносить разнообразие в то, что он уже умеет делать. Тогда более вероятно что он согласится почувствовать изменения и использовать их.

«Разберемся с разницей» — у некоторых детей есть проблемы с когнитивными умениями, с учебой, не потому, что у них недостаточно интеллекта, а потому, что по какой-то причине их мозг отказывается распознавать разницу, необходимую для этих умений. Такая проблема это, например, неумение различать буквы, схожие по написанию — «б или в», «п» и «н», «1» и «7». Или разница между рисованием линии слева направо и справа налево.

Есть способ, где я использую Многообразие, чтобы помочь такому ребенку. Вместо того чтобы заставить его распознавать и писать буквы, я выбираю три простые формы — точка, прямая линия, волнистая линия. Я даю ребенку понаблюдать как я медленно рисую эти формы на листке бумаги и называю каждую. Точка. Прямая линия. Волнистая линия. Затем я пальцем рисую те же формы на обратной стороне ладони ребенка и снова называю каждую. Затем я прошу ребенка лечь и закрыть глаза — и продолжаю рисовать эти формы, в разном порядке, на руке, на лице, на животе или ногах малыша. Я прошу его угадать и назвать каждую из этих форм. Я меняю направление движения — сверху вниз или снизу вверх, прямо или наискосок. Дети с которыми мы это проделали, быстро обучаются определять каждую из этих форм, и зачастую способны нарисовать эти же фигуры на бумаге. А дело в том, что из этих трех фигур можно создать практически любую букву алфавита: волнистая линия становится буквой «и», две вертикальные и две наклонные прямые — буквой «м». Как вариант упражнения — я прошу ребенка делать эти же фигуры своим телом — лежа на полу изобразить волнистую полоску или прямую. Пройти ровно или подпрыгнуть изображая «точку». Эти вариации помогают мозгу определять те необходимые фигуры, которые нужно нам для того, чтобы читать и писать.

Когда вы вносите разнообразие в жизнь вашего ребенка, его мозг начинает воспринимать вариации и отличия и создавать что-то новое из полученной информации. Это — то, что должно случиться, чтобы появились хоть какие-нибудь перемены. А когда дети чувствуют ту свободу и ту игривость, что свойственна Разнообразию, они становятся счастливее, более вовлечены в игру, более активны — и становятся более успешными учениками.

Об авторе danyasmom

Disclaimer: Я не профессиональный переводчик, не медик и не терапевт. Я мама "особенного" ребенка, которая в поисках полезной информации находит интересные источники и делится ими с другими. Я не перевожу книги полностью и советую покупать оригинал, поскольку я выбираю цитаты для перевода в соответствии со своими желаниями - книги же содержат гораздо больше.
Запись опубликована в рубрике Метод Анат Баниэль с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

5 отзывов на “Анат Баниэль. Часть 2, Глава 6

  1. Екатерина:

    Огромное спасибо за Ваш труд и низкий поклон!

  2. CDTNKFYF:

    ОЧЕНЬ СЧАСТЛИВА ЧИТАТЬ ТАКИЕ КНИЖКИ, СПАСИБО!

  3. Аноним:

    Спасибо большое! Очень познавательно и полезно!

  4. Аноним:

    Спасибо большое за ваш труд. Прочитала и взяла на вооружение.

  5. Аноним:

    Спасибо огромное? что делитесь знаниями и информацией. Шикарный перевод

Ответить на Аноним Отменить ответ