Анат Баниэль. Часть 2. Глава 5.

принцип 2 — Медленно.

Как родителю ребенка с особыми нуждами, вам скорее всего кажется что слово «медленно» имеет негативный оттенок. Несомненно, что медленное развитие это первый показатель того, что ваш ребенок «особый». Да и ассоциации к этому слову тоже не очень приятные — скучный, тупой, тормоз, вялый, инертный, неповоротливый, ленивый. Зная и помня эти ассоциации, трудно воспринимать «медленность» как мощный способ помочь мозгу вашего ребенка работать лучше и достичь большего.

В этой нашей главе, слово «медленный» имеет совершенно другой смысл и используется иначе: мы увеличиваем возможности вашего ребенка осознавать различия и объединять полученные знания в новые умения. Возможно это развитие владения руками, придумывание лучшего способа общения, решение задачки, и что либо еще, что представляет трудность для вашего ребенка. Мы посмотрим на способы которыми Медленность может быть использована, чтобы увеличить количество новых нейросвязей для развития и улучшения возможностей и умений ребенка.

Не оставляй меня позади.

В самом начале моего пути изучения принципа медленности, принцип, который я узнала от доктора Фельденкрайза, у меня был удивительный опыт с 22-месячной девочкой с тяжелой формой детского церебрального паралича. Это был самый первый раз, когда я работала с ребенком с таким диазгнозом. То, что я поняла тогда — оказалось бесценно, и я применяю это все 30 лет работы с особенными детьми. Когда я первый раз встретила Али — она была на руках отца. Он внес ее в мой офис и сел на краешек рабочего стола, держа ее на коленях. Мама Али села в кресло лицом к ним, а я присела рядом с Али и посмотрела на нее. Она была совсем худенькой, с огромными глубокими карими глазами. Один из ее зрачков косил в сторону, обе ее руки были жестко зажаты в локтях, ладони сжаты в кулаки. Ее ноги были крепко прижаты одна к другой, лодыжки вывернуты так, что ее ступни были сильно повернутывнутрь. Маленькая девочка сидела тихо, без какого-либо движения, кроме одного глаза который следил за мной, как если бы она меня осматривала.

Ее родители объяснили мне, что она одна из двух близнецов, рожденных преждевременно. Обе малышки после родов были положены в инкубатор, получая дополнительный кислород и тепло. Несколько дней спустя случилось страшное — кислородная линия в инкубаторе Али сломалась, и к тому времени когда это было замечено — ее мозг уже был поврежден, и в результате она получила ДЦП. Родители рассказали что она занимается физиотерапией, но они не видят никакого прогресса. Она не двигается самостоятельно, не разговаривает, ее руки и ноги всегда зажаты. Я не представляла себе, что можно сделать. У меня не было ни техники, ни инструкций, которым я могла бы следовать.

От бессилия, я начала просто следить за Али и дала ей время привыкнуть к тому, что я нахожусь рядом. Это ощущение «не знаю, что делать» оказалось очень полезным, позволяющим присмотреться, предоставляющим возможности для открытий. С тех пор, прежде чем я начинаю работать с ребенком, я всегда воссоздаю это ощущение «я не предсталяю себе что же дальше делать» — я специально замедляю свои действия и решения.

Я подумала — что же она будет чувстовать, если я дотронусь до нее? Что случится, если я попробую подвигать ее ножки? Я никогда раньше не прикасалась к такому ребенку, как Али. Любой родитель с ребенком, у которого спастический тип ДЦП, знает, что если вы попробуете двигать ребенка с таким диагнозом — или даже если он попробует двигаться сам — его мускулы сжимаются еще сильнее, что делает попытки двигаться еще труднее и тяжелее. И действительно, как только я положила ладонь на ее левое бедро, я сразу почувствовала напряженность ее мышц на этой тонкой ножке. Когда я попыталась двинуть ее, я почувствовала сопротивление. Ее ножки были сжаты вместе так, как будто они НИКОГДА не будут двигаться. Я наблюдала.

И заметила, что если я буду держать ее ногу очень нежно и если я замедлю свои движения до практически неподвижности, до движений, которые практически невозможно заметить, я могу сдвинуть ее ногу самую чуточку. Я продолжала делать мельчайшие движения, очень медленно. Мне казалось что Али внимательна — к собственным ощущениям, к тому что происходит. К моему удвилению, внезапно ее ножка расслабилась! Ее левая коленка сдвинулась и даже ее лодыжка начала двигаться. Я не знала бывало ли такое прежде, и посмотрела на ее маму — она была в шоке. Али никогда раньше так не делала. Удивленная и обрадованная, я повторила процесс с другой ножкой Али. Я делала все очень, очень медленно, двигая ее ножку совсем по чуть-чуть и нежно. Через несколько минут и эта ножка тоже расслабилась, теперь ее обе коленки лежали ровно.

Впервые в жизни, ее мозг перестал сжимать мускулы на ее ногах. Когда я очень медленно приподняла ее ноги, они легко подчинилясь — я перекрестила их в лодыжках и теперь она сидела почти в позе лотоса на коленях ее отца. В комнате стояла тишина — мы все наблюдали за Али с удивлением. Наконец ее отец произнес: «не могу поверить.. это чудо».

Время чувствовать.

Наше умение быстро двигаться, быстро думать, создавать быстрые и эффективные машины очень важно для нашей способности выживать. Но очень важно понять, что мы можем ДЕЛАТЬ БЫСТРО, ТОЛЬКО ТО, ЧТО МЫ УЖЕ УМЕЕМ. Когда вы что-то делаете быстро, мозг переходит на режим «по умолчанию» — повторяя те схемы который мы хорошо знаем и умеем.

Мы не начинаем делать вещи быстро тогда, когда мы начинаем изучать что-то новое, новые умения, новые принципы или идеи, новое понимание, новое поведение. И это важно — подождать со скоростью до тех пор пока мозг не сформирует новые связи и новые шаблоны. Только тогда мы можем постепенно увеличивать скорость — практикуя эти новые шаблоны мы научимся выполнять действия быстро и хорошо.

Прежде чем наши мозги сумеют понять как бросить мяч, печатать на клавиатуре или складывать числа — этой способности в нашей голове нет. Наверное, кажется, что это очевидно и банально, но вспомните — наши ожидания о нас самих или то, что мы ждем от наших детей — показывает, что это не так уж наглядно.

Я никогда не забуду день, когда мама Макса принесла мне листочки с короткими примерами на сложение, чтобы мы могли над ними поработать. Это была копия теста, который Макс получил в школе и он полностью его провалил. Она сказала мне что уровень знаний первоклассников измеряли не только по тому сколько задачек они могли решить правильно, но и по тому насколько быстро они могли это сделать. Чтобы получить зачет, нужно было решить все задачки за 20 минут. Меня это сильно удивило. Вот Макс, 6-летний мальчик, который понятия не имеет что от него хотят — он практически не разбирается в цифрах.  Уж точно, он не был готов решать задачи еще и быстро. Что же он делал — он пытался угадать ответы! Когда мы работали с Максом, мы использовали принцип медленности — и другие принципы — чтобы дать его мозгу время и информацию, в которой он нуждался, чтобы разобрать проблемы и создать новые схемы решения задач.

Когда у нас что-то хорошо получается, мы обычно можем это делать быстро и надежно. Но обратное не всегда верно. Делать что-то быстро с самого начала не сделает нас мастерами. Медленность — это необходимая часть процесса обучения, создания новых возможностей. В его биографии, Альберт Эйнштей описывает как он пришел к теории относительности представляя что он летит на световом луче, ощущая это движение, соотношение движения тела по отношению к пространству вокруг него. Он представлял себе это час за часом, медленно развивая эту теорию, и только после перевел ее на язык цифр. Представьте себе тот богатый и удивительный процесс происходящий в его голове, работающие миллиарды нервных клеток, движения в разные стороны, приведшие к этому открытию. Но что случилось бы если бы кто-то сказал что у него нет времени, что у него только 20 минут, чтобы придумать правильный ответ и по истечении срока остановил бы его?

Когда умения еще нет, его действительно просто там нет. Прежде чем оно образуется, миллионы новых нейросвязей, новые и новые отличия должны быть созданы, должны связаться в одну сеть. Чтобы дать мозгу возможность сделать это хорошо — нужно дать ему время, нужно замедлить этот процесс. Медленность дает возможность обратить внимание на ощущения и чувства. Медленность это необходимая часть процесса обучения, будь вы Эйнштейном или ребенком с тяжелым диагнозом. Это дает нам время почувствовать и заметить процесс. Мы должны присутствовать. Медленность увеличивает ощущения, помогая мозгу заметить разницу, понять новое.

Вы можете сказать — мой ребенок не Эйнштейн, он вообще отстает в развитии. И это может быть так. Однако, когда вы прикасаетесь или позволяете ребенку двигаться медленно, вы помогаете увеличить его возможности к ощущению, а следовательно мозгу легче осознать это процесс. Мозг ребенка, который впервые соображает как перевернуться со спинки на живот, или как держать что-то двумя пальчиками, как сказать «мама», или как разобраться что 12/4=3 — это выдающийся мозг, блистательный разум в этот конкретный момент. Очень важно не путать те ограничения, которые у ребенка есть сейчас, с удивительными потенциальными возможностями его мозга. Тот факт, что малыш не может сейчас говорить или стоять не означает, что его мозг не способен функционировать на высоком уровне. И Медленность — это тот инструмент, который поможет нам туда добраться.

….

Меньше стимулов, больше информации.

Многие думают что особые дети нуждаются в дополнительной стимуляции — чтобы достучаться до них. Например повторяя желательное действие, занимаясь часами математикой или чтением, растягивая ноги.. Вот только стимуляция это НЕ ТО, чего им не хватает. Любые чувственные ощущения это стимул, проблема в том, что мозг не способен организовать их способом который имел бы смысл, был бы понятен ребенку. Такие дети нуждаются в МЕНЬШЕМ количестве стимулов. Для них мы должны уменьшить скорость и интенсивность ощущений которые они получают. Их головы нуждаются в возможности испытать медленность, действительно прочувствовать что происходит, почувствовать мельчайшие отличия, чтобы их мозг смог превратить эти стимулы в информацию которую они могут организовать, сложить вместе. Иначе дополнительные стимулы приходящие снаружи — или даже изнутри — это только еще больше их взволнует, ускорит их. Современные исследования мозга подтверждают эту теорию, подтверждают что излишние стимулы, стимулы к которым мозг еще не готов, могут быть вредны, ухудшая и без того тяжелые симптомы.

Время это любовь.

Время это любовь. Это то, что ребенок чувствует когда мы проводим с ним время, по настоящему присутствуя рядом. Нам не всегда это заметно, но когда мы торопим малышку, когда мы просим ее сделать быстро то, что она пока не умеет, или когда мы заставляем ее делать что-то быстрее, чем она пока может — мы гарантируем себе неудачу. И хотя у нас наверняка лучшие намерения, ребенок запомнит ощущение что она не «такая», что она не смогла сделать то, что мы от нее ждали.

Я помню Чарли, ребенка, страдающего от генетического заболевания, с которым мы работали несколько лет. Его мама, Шейла, подарила ему лаптоп с программой для чтения. Пока они ждали меня в офисе, мама Чарли пыталась помочь ему читать. Ее старания не помогали, Чарли раздражался, ерзал, сопротивлялся и в конце-концов бросил пытаться. Уже в моем офисе я спросила Шейлу нельзя ли сделать так, чтобы скорость текста в этой программе замедлилась, и пока она с этим разбиралась, я посадила Чарли на мой стол. Он посмотрел на меня и сказал: «Анат, я глупый. Я не умею читать». И я ответила: «Нет Чарли, ты не глупый. Просто слова на компьютере появляются слишком быстро». Он посмотрел на меня с удивлением. Шейла замедлила скорость слов и уже через несколько минут, когда слова на экране замедлились до того уровня, с которым ему было комфортно, он спокойно их прочитал. Он почувствовал что он может! И затем обьявил мне: «Я не глупый!»

Замедление программы не просто помогло Чарли почувствовать себя успешным, почувствовать что он может, но и замедлило слегка его маму. То что она замедлилась, помогло Чарли успокоиться, он почувствовал себя в безопасности, почувствовал себя любимым и принимаемым таким, какой он есть. Это позволило его мозгу сосредоточиться на задаче которая стояла перед ним — успешном чтении. Каждый раз, когда вы разрешаете себе притормозить, провести время с вашим ребенком, это позволяет вам присутствовать. Быть рядом, наблюдать, видеть настоящие реакции и возможности. Это, как если бы вы вместе танцевали, позволяя друг другу вести себя в танце, двигаясь как единое существо.

Не торопитесь.

Исследования показали, что попытки ускорить раннее развитие здорового ребенка на самом деле не влияют на эту скорость. Нет доказательств, что подобные попытки улучшают показатели позже в жизни — зато есть вполне реальная возможность, что такие попытки ускорить ребенка могут ему повредить. Когда ребенок особенный, скорее всего он уже отстает от стандартных графиков и таблиц развития. И это понятно, когда родители очень хотят, чтобы ребенок начал показывать лучшие результаты, ускорился и догнал «стандарт».

Однако, важны не те вехи развития, которых он достигнет, важен процесс который приводит ребенка к этому. Все эти месяцы, когда человеческий младенец лежит в кроватке, случайно двигаясь и издавая звуки, и затем постепенно обучаясь движению и другим способностям, там, внутри, просиходит удивительно богатая активность. Миллиарды нейросвязей образуются и связываются, собственное тело опознается и узнается, миллионы частичек информации начинают складываться в то, что со временем мы назовем «развитием» личности. Мы, люди, особенные или нет, устроены так, что биологически мы не торопимся. Мы медленно растем и взрослеем — нужны десятки лет чтобы достигнуть пика развития. Наш мозг не вылит в камне, не закрепляет схемы и шаблоны слишком быстро и навсегда. Именно поэтому мы способны развиваться и улучшать наши навыки и умения. Замедляясь и не торопясь мы оставляем себе время для этих удивительно сложных способностей, для изучения новых, все более сложных и детальных умений. Когда мы хотим помочь особенному ребенку, нам нужно время, нам нужно, чтобы этот процесс оставался незавершенным, давая возможность ребенку — и его мозгу — возможность экспоненциального, все увеличивающегося и усложняющегося роста.

Инструменты и способы «Медленности».

Медленность вашего ребенка начинается с вас. Вы станете его моделью, прокладывая путь для него. Быть медленным это умение, которому вы и ваш ребенок можете научиться вместе. Делать что-либо медленно и осознанно с определенными намерениями не так уж легко. Помните, каждый из 9 принципов помогает нам улучшить работу мозга. Когда вы применяете эти принципы — следите, ищите изменения, любые изменения: они — это те кусочки мозаики из которых ребенок будет складывать новую картину, новое умение.

«Будьте с вашим ребенком». Найдите десять минут каждый день, чтобы просто БЫТЬ рядом. Выключите телефон, компьютер, телевизор. Не надо готовить, убирать, читать книгу. Не надо умывать грязную мордашку, не надо вести его гулять. Единственной целью должно быть просто БЫТЬ рядом. На коврике или на кровати, на диване или в парке. Не надо ставить иных целей на эти десять минут, просто позвольте себе быть медленными. Вам, конечно, нужно следить, чтобы ребенок был в безопасности, но тем не менее позвольте ребенку быть с вами, что бы это ни было. Разрешите ему быть лидером, следуйте за ним. Если он просто хочет беспорядочно гулять, пусть — просто будьте с ним. Если дочь хочет обниматься и перебирать ваши волосы — пусть. Если она хочет играть с мячиком, машинкой, будьте с ней рядом. Просто следуйте за ней, не торопясь и не торопя. Будьте рядом и вместе — только вы и ваш ребенок. И если вам кажется что это сложно, скоро вы поймете что такое времяпрепровождение и приятно и полезно. Медленность это то, что мы все умеем.

«Наблюдать не оценивая». В то время как вы перестаете торопиться и наблюдаете за вашим ребенком, вы получаете возможность заметить вещи и детали на которые вы раньше не обращали внимания. Когда вы смотрите на ребенка и не пытаетесь сравнивать его с другими (А это тем более сложно если ваш ребенок «особенный»), когда не пытаетесь его изменить или контролировать, вам будет проще оценить его реакции на то, что вы делаете. Вы можете практиковать этот метод, когда вы кормите малыша, помогаете старшему ребенку делать уроки, помогаете одеваться, умываться, или вообще занимаясь любыми делами. Вам будет легче увидеть то, как ребенок реагирует на окружающий мир. Замечая такие детали, ваш собственный мозг получит больше информации, вам будет проще настроиться на ребенка — а чем точнее вы настроены, тем больше его мозг получит от общения с вами. Вы становитесь мамой-дельфином, которая плывет как единое целое с ее малышом, неся его в потоке воды, что мама оставляет за собой — а со временем дельфиненок вырастет достаточно, чтобы плыть самостоятельно.

«Ну-ка, давай притормозим». Когда у ребенка что-то не получается, может быть это движение, которое девочка еще не обучилась делать, попытка поиграть на музыкальном инструменте, чтение или письмо, старательная попытка донести ложку до рта.. вашим первым импульсом будет ускорить его, заставить закончить или повторить движение «пока не получится». Это обычная, стандартная реакция. Помните, нам-то нужно не «обычное», нам нужно чудо. И в такие моменты неудач, просто.. притормозите. Замедлитесь. Замедлите собственные движения, скорость с которой вы разговариваете с ребенком, скорость с которой вы двигаете ребенка. Если ваш малыш потерпел неудачу в чем-то новом и пытается сделать это слишком быстро — попросите его сделать это медленнее, совсем медленно и попробовать снова.

«Игра в улитку» Основное правило этой игры это то, что вы должны делать то, что вы сейчас делаете — НУ ОООЧЕНЬ медленно. Еще медленнее. Если один из вас начинает ускоряться, другой должен обратить его внимание на этот факт. Например, можно играть в эту игру когда ваш ребенок собирает паззл, скажите ему: «Ну-ка, смотри как я могу положить этот кусочек ну оооочень медленно». И сделайте это. Затем скажите — «Давай посмотрим, а ты так медленно сможешь?». И если он двигается слишком быстро, обратите его внимание на это, помогите ему двигаться медленнее своей рукой. В следующий раз, сделайте это быстрее — чтобы ваш ребенок мог остановить вас и напомнить, что нужно двигаться медленно. Возможно, вам понадобится несколько подходов или дней, чтобы ребенок понял эту игру. Возможно, у него не хватит терпения больше чем на пару раз. Но медленное, намеренное движение требует гораздо большего контроля и ловкости, чем быстрое и резкое (шлепнуть по попе гораздо проще чем вдеть нитку в иголку). Со временем, он станет лучше. Это упражнение помогает вернуть нормальный тонус мышцам, улучшает мышление и координацию движений.

«Медленное прикосновение». Мы уже говорили о том, как прикосновения важны для наших детей. Попробуйте применить это на практике — делая массаж медленно, расчесывая и заплетая косичку дочери, хлопая в ладошки, помогая малышу пересесть из инвалидной коляски в кресло или кровать. Медленное прикосновение увеличивает, усложняет опыт, который ребенок получает. Помогает ему точнее заметить и оценить происходящее.

«Медленное слушание». Одна из самых важных человеческих нужд это желание быть услышанным и понятым. Для особенных детей — особенно сложно общаться с окружающими. Им сложно обьяснить, что они чувствуют, что понимают, что испытвают, особенно если мир для них — пугающ и непонятен. Вашему ребенку очень нужно, чтобы вы его СЛЫШАЛИ. Услышьте его. Обращайте внимание не только на слова, но и на звуки, интонации, жесты, выражение лица, движения тела. Чтобы добиться этого, вам нужно замедлиться, заглушить всю ту болтовню, которая происходит в нашей голове (приготовить ужин, постирать, поговорить с мужем, позвонить маме, итд), войти в контакт с вашим малышом. Попробуйте понять не только те слова, что он вам говорит, но и то как он движется, какие эмоции испытывает. Отвечая ребенку, покажите что Вы его поняли на всех этих уровнях. Возможно вы не сразу поймете, что вам пытаются сказать. Но тот факт что вы пытаетесь понять, уже важен и ребенок его заметит.

«Будьте повелителем доброты» Ваш ребенок прекрасно понимает, когда у него что-то не получается. Дети чувствуют эти сложности внутри, интуитивно, и они понимают, когда у них не выходит что-то сделать так, как взрослые от них хотят. Будьте щедрыми, будьте добрыми. Разрешите ребенку не торопиться, попробовать еще. Так и скажите: «Не волнуйся, не торопись, давай попробуем еще раз». Не нужно говорить ребенку какой он умница, когда у него что-то не получается. Будьте честны — он молодец что он пытается это сделать, а то что пока не получилось — ничего, это просто пока. Помогите ему делать вещи медленнее, так вы показываете ему наглядно — что все хорошо, я понимаю, ты в безопасности, не надо бояться или нервничать.

Когда ваш ребенок чувствует себя спокойно, чувствует себя принятым и понятым — тогда он обучается быстрее и лучше.

Реклама

Об авторе danyasmom

Disclaimer: Я не профессиональный переводчик, не медик и не терапевт. Я мама "особенного" ребенка, которая в поисках полезной информации находит интересные источники и делится ими с другими. Я не перевожу книги полностью и советую покупать оригинал, поскольку я выбираю цитаты для перевода в соответствии со своими желаниями - книги же содержат гораздо больше.
Запись опубликована в рубрике Метод Анат Баниэль с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий на «Анат Баниэль. Часть 2. Глава 5.»

  1. Спасибо большое за ваш труд. В маленьких городах только и есть надежда на родителей, которые готовы делать что-то сами, не оставляя всё на самотек.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s