Анат Баниэль. Часть 1, глава 3

я не перевожу главы полностью, поскольку Анат приводит достаточно много примеров из собственной практики и иногда повторяет уже сказанное другими словами… так что мой перевод — это больше избранные цитаты и все то, что я сочла важным. Ну и еще — Анат обычно работает с очень тяжелыми детьми, которые уже прошли через стандартные терапии и улучшений не почувствовали.
итак:
Удивительный мозг вашего ребенка.
С самого начала моей работы, тридцать лет назад, мне было ясно, что проблемы, которые я видела у особых детей, связаны с мозгом. Вне зависимости от специальных нужд или степени инвалидности, был ли это аутизм или церебральный паралич, проблема всегда зависела от мозга. Наш мозг контролирует все, что мы делаем. Он создает порядок из хаоса и смысл из постоянного потока стимулов, которые мы получаем. Но как именно мозг это делает? Как это относится к нуждам вашего ребенка? Первая часть ответа в том, что все, что мы делаем, любая активность, любое движение, выражающее наши жизни, каждая мысль и эмоция, возможны лишь благодаря умению организовать и приносить осознание в безостановочный поток ощущений. Когда у ребенка есть особенности восприятия — в этом процессе существуют препятствия. Именно в них, в возможностях мозга создавать смысл, осознавать себя и мир вокруг себя, — мы и находим лучшую возможность помочь ребенку вырасти, преодолеть его существующие ограничения.
Случайные движения — пища для мозга.

После того как ребенок рожден, он только начинает открывать, что он отдельная личность, существо с телом, чувствами, желаниями и нуждами. Его затопляет ощущениями всех органов чувств, от различных процессов внутри него, от его собственных движений и взаимодействий с окружающим миром. Вот здесь как раз и происходит создание порядка из хаоса, преобразующее случайные движения и ощущения в движения осмысленные, намеренные, узнаваемые и важные для малыша. Когда малыш лежит в своей колыбельке в первые недели жизни, его мозг только начинает соображать что же делать со всеми этими ощущениями и впечатлениями. Посмотрите на новорожденного и вы увидите как он морщится и куксится, ерзает и подергивается — все эти ненамеренные, случайные движения. Вся эта активность может казаться бесцельной. Но мы не видим происходящего в мозге — а там происходят огромные изменения.
С каждым движением богатейший поток ощущений посылается мозгу, ощущения от руки малыша, когда он проводит ей по пушистому одеялу, ощущения давления на спинке, комлекс ощущений посылаемый мышцами, суставами, костями. Когда маленькая ладошка вытягивается наверх и ее ловит материнская ладонь, нежно поглаживает, когда малыш слышит успокаивающий мамин голос — все это является бесценным опытом ребенка. Каждое ощущение потециально отличается от другого. Способность мозга воспринимать эти отличия это источник информации с помощью которого мозг осуществляет удивительный процесс самоорганизации.
 Штука раз и штука два: помощь в пути.
Без исключений, мозг любого ребенка нуждается в помощи в восприятии различий, вне зависимости от уровня его проблем. Как это на самом деле выглядит? Я расскажу вам историю о маленькой девочке, назовем ее Касси. Ее история демонстрирует результаты которые мы можем получить, когда мы понимаем что именно нужно мозгу чтобы научиться конкретному движению, умению и как мы можем предоставить ему эту возможность.
Я встретила Касси впервые когда ей было три года. У нее были повреждения мозга при рождении, которые привели к тяжелому церебральному параличу. Мускулы ее рук, ног и живота были постоянно напряжены (постоянный спазм) и она самостоятельно почти ничего не могла делать. Когда она пыталась двигаться, все ее тело сжималось еще больше. Когда ее родители положили ко мне на стол (мягкий, стабильный стол с которым я работаю), ее спина округлилась, и она держала ручки еще крепче прижатыми к телу. Было тяжело смотреть с каким трудом Касси удерживалась от падения. Ей было страшно, ее ножки были выпрямлены и крепко сжаты. Через несколько месяцев моей работы с Касси ей стало лучше, она могла двигать и контролировать свои руки и спинку. Я пользовалась своими девятью принципами — я расскажу о них уже в следующей главе. Ее речь и мышление улучшились. Но одна вещь все никак нам не давалась — ножки Касси оставались сжатыми вместе все время, как если бы они были связаны. Если я медленно и осторожно двигала ими, мне удавалось их разделить и двигать, но когда тоже пыталась делать сама девочка, ее ножки сразу сжимало спазмом. Я никак не могла понять, почему же она учится новым способам движения везде, кроме как в ногах. И однажды я поняла. Касси не знала что у нее две ноги. Она никогда не осознавала их раздельно, потому что они всегда двигались едино. Она никогда не ощущала разницы между левой ногой и правой ногой. А то что мы не осознаем — для нас не существует. Ее опыт, ее мозг знал, что у нее есть одна нога. Не «штука раз» и «штука два», а только «штука раз». Любой другой посмотрев на Касси видел, что у нее две ноги. Ее же мозг об этом не знал.

Я поняла, что нужно сделать так чтобы Касси заметила что ног — две. Нужно было чтобы она обратила внимание, активно заинтересовалась, поняла собственное «дву-ножие». Я нашла фломастеры для тела, посадила Касси спиной ко мне, так чтобы она видела свои ножки и опиралась на меня спинкой. Медленно подняла ее правую ногу так чтобы она видела свою коленку и спросила хочет ли она чтоб я нарисовала картинку на ее коленке. Касси, как все дети, любит играть — она сказала «да». Я спросила — нарисовать котенка или щенка? Касси, подумав, решила что она хочет щенка. Я спросила какого цвета будет щенок — она выбрала красный. Эти вопросы заставляют мозг решать между разными вариантами, видеть разницу. Я нарисовала щенка на ее правой коленке. Потом я помогла ей показать коленку маме, мне, и посмотреть на нее самой. Затем я подняла ее левую ножку. Я удивленно сказала — смотри, на этой коленке нет ни кошки, ни собаки! И в этот момент я увидела, что первый раз в жизни Касси осознала, что «там есть еще одна». Две ноги, а не одна. Я спросила ее, кого нарисовать на этой ноге и она выбрала котенка, что мы и сделали. Тот факт что у нее были две разные картинки на двух ногах открыл целый мир возможностей для мозга Касси — трансформировать ее видение одной ноги в целых две. Какую картинку она хотела показать и кому? Хочет ли она чтобы щенок и котенек сидели рядом или далеко друг от друга? насколько далеко они должны быть? Щенок может касаться ее ладошки а котенок — маминой, и так далее. Очень быстро она разобралась и начала отличать одну ногу от другой и осторожно двигать ими. Первый раз в жизни у нее было две ноги. Эти первые движения были резкими и неточными, но эти движения она делала сама!
Что же делал мозг Касси
В нашей игре, такой забавной и интересной для Касси, ее мозг получал, накапливал и преобразовывал различия, организовывая растущий обьем ощущений с все более точными и четкими вариациями. С этими изменениями, уровень спазмотичности ее ножек уменьшался, и ее способность ими управлять — повысилась.
Важно понимать что наша с ней работа это дать возможность мозгу Касси почувствовать и осознать различия — Штука Раз и Штука Два — первая нога и вторая — как две различные части ее тела. Мы не пытались делать физические упражнения. Мы не пытались заставить ее сделать то, что она «должна была бы уметь», если бы у нее не было ДЦП. Я не пыталась заставить ее стоять или ходить. Мы сконцентрировались на том, чтобы дать ее мозгу информацию, которая была ему нужна, чтобы дифференцировать, осознать и организовать те движения, которые Касси не могла осознать до того. Это была в прямом смысле работа ума, а не работа ногами.

Со временем Касси продолжила улучшать свои возможности. Когда я ее видела в последний раз, она научилась подтягиваться и медленно ходить держась за мебель. В ее пять лет люди видели в ней умную девочку, активную и веселую, хотя никто бы не подумал так в ее три года.

Реклама

Об авторе danyasmom

Disclaimer: Я не профессиональный переводчик, не медик и не терапевт. Я мама "особенного" ребенка, которая в поисках полезной информации находит интересные источники и делится ими с другими. Я не перевожу книги полностью и советую покупать оригинал, поскольку я выбираю цитаты для перевода в соответствии со своими желаниями - книги же содержат гораздо больше.
Запись опубликована в рубрике Метод Анат Баниэль с метками , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария на «Анат Баниэль. Часть 1, глава 3»

  1. Спасибо))) очень интересная и полезная информация!

  2. Maria Gursoy:

    Потрясающе

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

w

Connecting to %s